Lada Granta делается в промежутке с 74 000 до 75 000 км пробега
- Регламентные работы
- Контрольный осмотр / диагностика1
- Обязательный перечень работ через каждые 180 тысяч километров
- Особенности проведения ТО Лада Гранта
- Подготовка к осмотру
- График обслуживания и проводимые работы
- Список работ при втором ТО (14500-15000 км или год эксплуатации)
- Дополнительные проверки второго ТО
- Список работ при четвёртом ТО (44500-45500 км или 3 года эксплуатации)
- Дополнительные проверки четвёртого ТО
- Список работ при пятом ТО (59500-60500 км или 4 года эксплуатации)
- Список работ при восьмом ТО (104500-105500 км или 7 лет эксплуатации)
- Преимущества прохождения ТО в автосервисе
- Проблемы обслуживания
- Сколько стоит регламентное ТО Лада Гранта
- Самостоятельное ТО-2
- Замена топливного фильтра
- Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра
- Замена масла и масляного фильтра
- Замена салонного фильтра
- Чистка дренажных отверстий в щитке передка
- Замена свечей зажигания
- Смазка дверных замков, петель и ограничителей
- Обслуживание клемм аккумулятора
- Чистка дренажных отверстий в дверях и порогах
- Проверка работоспособности рулевого управления
Регламентные работы
Работы, которые необходимо произвести в обязательном порядке
Контрольный осмотр / диагностика1
Необходимо проверить, при обнаружении неисправности устранить
Обязательный перечень работ через каждые 180 тысяч километров
Источник данных: www.lada.ru
1 Обнаруженные неисправности устранить.
2 Для 8-клапанного двигателя.
3 Или через 5 лет, в зависимости от того, что наступит ранее.
4 После 5 лет эксплуатации или по истечении 5 лет после предыдущей замены, что наступит ранее. Для автомобилей, оборудованных устройством ручного управления.
5 Для автомобилей, оборудованных устройством ручного управления.
Особенности проведения ТО Лада Гранта
Отталкиваясь от официального регламента технического обслуживания для автомобилей Лада Гранта, владелец может вовремя поменять необходимые компоненты, поддерживать машину в хорошем состоянии и исключать внезапные серьёзные поломки, устранение которых обходится порой очень дорого.
Обязательные контрольно-осмотровые работы при каждом ТО:
- проверяется уровень тормозной жидкости;
- проводится проверка активации сигнала о низком уровне этой жидкости;
- оценивается состояние шлангов и трубок системы торможения;
- проверяется лакокрасочное покрытие;
- прослушиваются возможные шумы в составе узлов сцепления, коробки передач, мотора, руля, колёс;
- определяется точность срабатывания всех передач;
- оценивается состояние ручника.
Профилактические работы при каждом ТО:
- проверяется момент затяжки крепежей на моторе и шасси;
- меняется моторное масло;
- ставится новый масляный фильтр;
- проверяется ремень ГРМ;
- проверяется состояние болтовых соединений на кондиционере.
- проводятся работы в рамках и диагностики и регулировки.
Кроме того, осуществляется проверка и корректировка узлов и систем автомобиля:
- угол поворота на передних колёсах;
- концевик стоп-сигнала;
- ВУТ;
- распределитель тормозного усилия;
- ручник;
- тормозная система;
- фары головного света;
- габариты;
- поворотники;
- уровень выброса выхлопного газа;
- ЭБУ;
- ошибки в бортовом компьютере;
- усилитель руля.
Если будут обнаружены какие-либо неисправности, их потребуется обязательно устранить. За это придётся платить отдельно, поверх стоимости самого технического обслуживания.
Подготовка к осмотру
Автомобиль способствует быстрому и комфортному перемещению людей и грузов. За это он требует поддержания его чистоты и безупречности. Перед проведением ТО Лада Гранта нужно позаботиться о чистоте автомобиля. Это позволит специалистам затратить меньше времени на обслуживание элементов и агрегатов авто.
Однако чрезмерное усердие может сыграть плохую шутку с автовладельцем. Чистая снаружи машина подвергается мойке из шланга или автоматической мойке под давлением и под капотом. Результатом будут вышедшие из строя проводка и электромеханические агрегаты. Поэтому под капотом достаточно пройтись влажной тряпкой, а не щедро поливать в надежде отмыть прошлогодние потеки масла.
Важно! В случае если сервисное обслуживание будет затрагивать диагностику подвески, автомобиль можно помыть и снизу, но, опять же, без фанатизма, чтобы не попасть на агрегаты под капотом.
Генератор, стартер и всевозможные датчики не терпят влажности.
Важно не забыть отключить аккумулятор, прежде чем производить омовение агрегатов под капотом. В большинстве сервисных центров такая услуга, как преддиагностическая мойка, является обязательной и входит в стоимость ТО Лада.
График обслуживания и проводимые работы
Соблюдая установленный график и выполняя необходимый перечень работ, вы будете поддерживать машину в оптимальном техническом состоянии.
Изучив основные сведения про ТО для автомобилей линейки Лада Гранта, стоит отдельно взглянуть на то, когда проводится первое обслуживание машины, чем 8-клапанная версия отличается от 16-клапанной и какой список работ актуален для того или иного ТО.
Если под капотом стоит 16-клапанный двигатель, ТО-0 проводить не требуется, как и делать какие-либо записи в сервисной книжке.
Для 8-клапанных двигателей, устанавливаемых на Lada Granta, в рамках нулевого ТО требуется провести только регулировку клапанов. Делается это в период с 2 до 3 тысяч километров пробега.
* Или через пять лет (в зависимости от того, что наступит раньше)
** Или через три года (в зависимости от того, что наступит раньше)
Если автомобиль эксплуатируется в условиях большой запыленности, низкой температуры окружающей среды, используется для транспортировки прицепа, частых поездок с небольшой скоростью или на короткие расстояния, то замену моторного масла и масляного фильтра следует проводить через 7,5 тыс. км пробега.
При эксплуатации автомобиля в условиях большой запыленности замену сменного элемента воздушного фильтра необходимо проводить чаще.
При пробеге автомобиля больше 105 тыс. км операции регламента технического обслуживания следует проводить с периодичностью, указанной в таблице.
Хотя это считается первым техническим обслуживанием, по факту это нулевой, поскольку актуален не для всех версий Лада Гранта.
Так называемое ТО-0 имеет свои особенности, предусмотренные предписанием отечественного автопроизводителя от 20 марта 2013 года.
Согласно этой директиве, для 8-клапанных двигателей, устанавливаемых на Lada Granta, в рамках нулевого ТО требуется провести только регулировку клапанов. Делается это в период с 2 до 3 тысяч километров пробега.
Поэтому зачастую актуально изучить перечень необходимых работ на автомобилях Лада Гранта в рамках 1, 2, 3 и всех последующих регламентированных ТО. Соблюдая установленный графики и выполняя необходимый список работ, удаётся поддерживать машину в оптимальном техническом состоянии.
Проводится через год с начала эксплуатации, либо спустя 15 тысяч километров по пробегу.
Здесь предусмотрено прохождение следующих проверок и работ:
- полный перечень прописанных для всех ТО работ;
- замена салонного фильтра;
- проверка натяжения ремня и регулировка клапанов (для 8-клапанных версий);
- система охлаждения и уровень антифриза;
- электрооборудование;
- уровень масла в коробке передач и признаки подтёков;
- подвеска;
- рулевые механизмы;
- электролит в аккумуляторе;
- тормозные колодки, цилиндры и пыльники;
- зазоры на рулевой рейке;
- люфт рулевой рейки;
- кондиционер.
Все работы, кроме первых 3 пунктов, относятся к категории дополнительных.
8-ми клапанный двигатель необходимо гнать на первое ТО уже в на пробеге от 2000-3000 км
По двигателю также проводятся работы по проверке натяжения ремней ГРМ и генератора. Проверяется уровень охлаждающей жидкости, а также производится осмотр патрубков, соединений, термостата и радиатора печки в системе охлаждения на наличие утечек. Проверяются свечи зажигания и высоковольтные провода, идущие к ним, а в 8-клапанных двигателях еще и проводится регулировка тепловых зазоров клапанов.
Проверка уровней всех жидкостей. Также может вылезти такой косяк как на фото. На фото — сточился щуп КПП
По трансмиссии автомобиля Лада Гранта в ТО-1 входит проверка уровня масла в МКПП или АКПП, проверка состояния пыльников ШРУСов. По ходовой части на 1-м ТО проверяют состояние деталей передней и задней подвески, а также проверяют и в случае надобности регулируют развал/схождение колес. Проверке подлежат и пыльники рулевых тяг.
Тормоза также следует проверить, обслуживая Лада Гранта по ТО-1. Следует долить тормозную жидкость, если уровень в бачке упал ниже минимального. Проверяются на степень износа тормозные колодки суппорта и барабанного механизма, тормозные диски.
Также следует провести регулировку головного света фар. По электрике автомобиля проверяется состояние аккумуляторной батареи, какой заряд на нее поступает во время работы двигателя.
Список работ при втором ТО (14500-15000 км или год эксплуатации)
- Работы и проверки при всех ТО.
- Заменить фильтр салона. Номер 11180-8122010-03, цена от 3.88$ до 4.43$.
- Для восьмиклапанных отрегулировать зазоры клапанов и проверить натяжение ремня ГРМ.
Дополнительные проверки второго ТО
- уровень ОЖ и состояние системы охлаждения;
- всё электрооборудование;
- уровень масла КПП и отсутствие подтеканий;
- состояние подвесок, рулевых механизмов и чехлов на элементах;
- уровень и качество электролита в АКБ;
- состояние тормозных колодок, пыльников, рабочих тормозных цилиндров;
- отрегулировать зазор рулевой рейки, проверить люфт рулевого;
Требуется по мере пробега в 45 тысяч километров или через 3 года с начала эксплуатации машины.
Обязательно нужно выполнить такие работы:
- операции в рамках всех ТО;
- заменить фильтр салона;
- залить новую тормозную жидкость;
- отрегулировать зазоры на клапанах и проверить натяжение генераторного ремня (8-клапанные мотор);
- поменять жидкость охлаждения.
Список работ при четвёртом ТО (44500-45500 км или 3 года эксплуатации)
- Работы и проверки при всех ТО.
- Заменить фильтр салона.
- Заменить тормозную жидкость. Используется Super DOT-4. От 4.54$ за 1л. Необходимое количество 0,45 л.
- Для восьмиклапанных отрегулировать зазоры клапанов и проверить натяжение ремня ГРМ.
- Замена ОЖ(или три года, для «ОЖ-40 ТОСОЛ-ТС» — 2 года или 40 000 км). Цена от 5.41$ за 5 л. Необходимый объём 7,84 л.
Дополнительные проверки четвёртого ТО
Стоимость работ для двигателя 87 лс 84$.
Стоимость работ для двигателей 98 лс и 106 лс 76$.
Список работ при пятом ТО (59500-60500 км или 4 года эксплуатации)
Это уже внушительные 90 тысяч километров. Однако в рамках этого ТО проводятся те же операции, что и в случае с ТО-2. Но потребуется ещё и заменить тормозную жидкость.
В рамках условно заключительного ТО на отметке в 105 тысяч километров работы аналогичны тем, которые выполняются на ТО-1.
Список работ при восьмом ТО (104500-105500 км или 7 лет эксплуатации)
В регламенте проведения ТО указано, какие элементы подлежат замене во время очередного обслуживания.
Опираясь на технический регламент, выделяют следующие обязательные детали и расходники, подлежащие замене с определённой периодичностью:
- Воздушный фильтр меняют на 30, 60 и 90 тысячах километров пробега.
- Фильтр салона нужно менять каждые 15 тысяч, то есть в рамках ТО1, ТО2 и пр.
- Моторное масло, как и масляный фильтр, меняется каждое ТО, начиная с так называемого нулевого. Хотя тут есть свои нюансы. Не все версии Лады Гранты должны проходить нулевое ТО.
- Тормозную жидкость первый раз меняют через 45 тысяч км., а затем на пробеге 90 тысяч километров.
- Свечи зажигания меняют через одно ТО, то есть при пробеге 30, 60, 90 тысяч км.
- По регламенту впервые поменять ремень ГРМ предстоит на 75 тысячах км.
- Приводные ремни подлежат замене на 30, 60 и 90 тысячах.
- Масло в механической коробке служит до 90 тысяч км.
- Топливный фильтр меняется по аналогии с приводным ремнём и свечами зажигания.
- Лямбда-зонд или кислородный датчик впервые нужно поменять при пробеге в 75 000 км.
Преимущества прохождения ТО в автосервисе
Кто-то заявит, что намного проще сделать ремонт автомобиля Лада Гранта в собственном гараже. Но последствия таких действий могут оказаться не совсем приятными. Начать стоит хотя бы с того, что автосервис обладает куда большими возможностями, нежели рядовой владелец машины. Сюда стоит отнести наличие специальных ключей, мотор-тестеров, газоанализаторов, подъемников. Если же проводить ремонт набором инструментов, который имеется в гараже, то можно даже навредить автомобилю. Не стоит забывать, что он еще новый.
Но это не главная причина, по которой стоит проводить первое и последующие ТО в сервисном центре. Важнее всего соблюсти условия гарантии. Сбой может произойти в любой, даже самой точной машине. На заводе роботы могут пропустить коренной вкладыш с дефектом. И попадет он именно в ваш двигатель, что в итоге приведет к плачевным последствиям. Вы сами заинтересованы в том, чтобы гарантия сохранялась в течение всего срока ее действия. Это позволит сэкономить немалые деньги в случае серьезных проблем.
Когда истечет гарантийный срок, завод уже не отвечает за поломки, которые возникают в процессе эксплуатации машины. Теперь вы один несете ответственность за своевременную замену расходных материалов, ремонт узлов и агрегатов автомобиля Лада Гранта. Завод же дает вам гарантию того, что в течение определенного срока вы будете ездить без поломок. В случае же их возникновения АвтоВАЗ берет на себя обязательства по проведению ремонта. Но это возможно, только если соблюдать все условия, которые касаются эксплуатации, обслуживания и ремонта автомобиля Лада Гранта.
Проблемы обслуживания
Обращаться в сервис по поводу возникших неисправностей нужно как можно скорее. Не обратив внимания на сбои аккумуляторной батареи, можно упустить момент, когда ее могут заменить бесплатно. Тогда помимо стоимости работ по ТО придется платить и за замену аккумулятора. Лучше не делать подобных ошибок.
В двигатели Гранты в настоящее время на заводе заливают полусинтетическое моторное масло. С 2013 года особенности и условия ТО изменились, теперь не нужно менять масло так часто (раньше время смены технической жидкости наступало после каждых 3 000 км). Если у вашей Гранты 16-клапанный мотор, то первое ТО для вас наступает лишь после 15 000 км. Для машин с 8-клапанным силовым агрегатом оно не предусматривает обязательной замены масла, но должны быть отрегулированы клапаны.
При первом обслуживании Гранты могут и отрегулировать фары, если световой пучок падает немного ниже положенного, проверить лямбда-зонд.
Чтобы не переплачивать рискуя качеством смазки купите масло сами
Однако с сервисом бывает сложно угадать в том плане, что некоторые предприимчивые дилеры берут завышенную плату за такую вещь, как замена масла в двигателе, и за само масло, которое дешевле купить в магазине и привезти на СТО самому, что многие владельцы Лады и делают.
По возможности добейтесь права присутствовать при сервисных работах так, чтобы не мешать персоналу, но видеть ход работ. Особенно это важно, если вы живете в небольшом городе, где количество автосервисов невелико и выбирать почти не из чего. Жителям крупных городов проще, они могут воспользоваться советами и отзывами других водителей.
При всей рискованности самостоятельного ТО оно может помочь сэкономить до половины той суммы, которую вы заплатите в итоге. Но браться за него можно, только имея хороший опыт и знания. Гарантию не снимут только из-за того, что вы сделали ремонт самостоятельно. А ошибиться может и сервисный мастер. Другое дело, чью ошибку будет проще и дешевле исправить.
Обращайте внимание на то, что дилер может навязать вам дополнительные услуги. Сконцентрируйтесь только на том, что входит в перечень необходимых работ. Причем все эти процедуры отнюдь не отменяют обязательных по регламенту вещей. Например, если вам по каким-то соображениям предлагают во внеочередном порядке заменить свечи зажигания, а на следующем ТО их надо обновлять уже по сервисной книжке, то вам придется платить за это еще раз.
Если какие-то детали и материалы для обслуживания Лада Гранта вы привезли с собой, они должны иметь сертификат соответствия. В противном случае вам будет отказано. Зато при наличии нужного документа ни один мастер не имеет права, например, отказаться заливать предложенный вами антифриз. Удачи!
Сколько стоит регламентное ТО Лада Гранта
Суммируем стоимость работ и деталей:
- стоимость ТО 1 ~ 29$;
- второго ТО для 87 лс ~ 100$, для остальных ~ 62$ ;
- четвёртого ТО ~ 112$ для 87 лс, для 98 лс и 106 лс ~ 104$;
- шестого ТО для двигателей 98 лс и 106 лс ~ 250$, для 87 лс ~ 262$;
- седьмого ТО для двигателей 98 лс и 106 лс ~ 166$, для 87 лс ~ 150$;
- восьмого ТО для 87 лс ~ 100$, для остальных ~ 62$.
- https://manualov.net/blog/kogda-provoditsja-to-na-lada-granta.php
- http://1LadaGranta.ru/obsluzhivanie/to-3-perechen-rabot.html
- https://remam.ru/raznoe/periodichnost-i-reglament-to-lada-granta.html
- https://carfrance.ru/perechen-rabot-na-to-1-lada-granta/
- https://etlib.ru/blog/431-reglamentnoe-to-lada-granta-svoimi-rukami
- http://expertVAZ.ru/lada-granta/pervoe-to-ekspluataciya-remont-texnicheskoe-obsluzhivanie.html
- http://1LadaGranta.ru/obsluzhivanie/pervoe-to-servis-nyuansy.html
Доброго времени суток, уважаемые читатели! В этом выпуске бортового журнала речь пойдет о самостоятельном проведении ТО-2 на автомобиле Lada Granta FL. Все работы производились согласно регламента, предписанного заводом-изготовителем.
Самостоятельное ТО-2
На сайте имеется раздел «ТО», где расписаны периодичность и перечень работ для технического обслуживания. Кроме того, каждый отдельно взятый вид работ я стараюсь подробно описать, подготовив фото и видеоинструкцию. Ссылки на эти инструкции по техническому обслуживанию имеются в каждом перечне работ.
Замена топливного фильтра
Если вы обратили внимание на перечень, то первым в списке стоит замена топливного фильтра. Поскольку я эксплуатирую Гранту на метане, расход бензина составляет всего 6%. Следовательно, свой «ресурс» топливный фильтр выработает приблизительно к 250 000 км пробега. У меня же на сегодняшний день нет и 50 000 км, но, все же новый топливный фильтр уже давно куплен и будет заменен, как только появится такая возможность. Видео по его замене и фотоотчет я тоже выложу.
Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра
Вторым пунктом регламентных работ стоит замена фильтрующего элемента в корпусе воздушного фильтра, расположенного в моторном отсеке.
Согласно регламента обслуживания, фильтрующий элемент заменяется через каждые 30 000 км пробега. В сети можно встретить немалое количество мнений по поводу того, что фильтр нужно менять раньше, чем через 30 000 км. Кто-то меняет через каждые 10 000 км, а кто-то хвастается тем, что меняет через 7 000 км. Желание сделать автомобиль «вечным» вполне объяснимо, тем более, если это одна из первых машин в жизни автомобилиста. Но если через твои руки проходит не один десяток авто, то к автомобилю начинаешь относиться как к обычному инструменту. Поэтому я поменял воздушный фильтр не ранее, чем это предписывает завод-изготовитель, то есть через 30 000 км пробега. Подробнее о замене фильтра вы можете прочитать в отдельной статье.
Замена масла и масляного фильтра
Третий пункт предписывает заменить масло в картере двигателя и масляный фильтр.
Делать это нужно через каждые 15 000 км пробега. Крайне не рекомендуется откладывать замену масла и масляного фильтра на более долгий срок, потому что к этому времени масло уже в значительной степени утрачивает свои фрикционные (смазывающие) свойства. Большинство автомобилистов склоняются к мнению, что масло лучше менять не позже 10 000 км пробега, а кто-то через каждые 7-8 тыс. меняет. Спорить по данному вопросу нет никакого смысла – это личный выбор каждого. Я, в свою очередь, решил менять масло с фильтром через каждые 10 000 км пробега, совмещая замену с регулировкой клапанов. О том, как я это делал, вы можете прочитать в отдельной статье.
Замена салонного фильтра
Далее, согласно регламента, следует замена фильтрующего элемента системы вентиляции и отопления салона.
По поводу частоты его замены мнения тоже могут расходиться. Завод-изготовитель рекомендует производить замену каждые 15 000 км пробега, в то время как некоторые автомобилисты утверждают, что уже через 5 000 км салонный фильтр нуждается в замене. На самом деле все очень индивидуально и зависит от условий эксплуатации каждого отдельно взятого автомобиля. Если авто преимущественно «живет» на улице, где вокруг много деревьев и его повседневная эксплуатация производится по проселочным дорогам, где много пыли, то и фильтрующий элемент будет чаще нуждаться в замене. А если вы в основном катаетесь по асфальту и храните машину в гараже, то подкапотное пространство и сам салонный фильтр будет гораздо чище и менять его ранее чем через 15 000 км не имеет никакого смысла. О том, как я производил замену салонного фильтра читайте в отдельной статье.
Чистка дренажных отверстий в щитке передка
Прочищать дренажные отверстия в щитке передка лучше всего одновременно с заменой салонного фильтра.
Как показывает практика, иногда бывает недостаточно просто убрать мусор из подкапотного пространства, потому что часть мусора может проникать в пространство между защитным локером и колесной аркой, образуя там очаг коррозии. О всех тонкостях чистки дренажных отверстий в щитке передка я рассказываю в отдельной статье.
Замена свечей зажигания
Далее на ТО-2 следует заменить свечи зажигания.
Замена производится через каждые 30 000 км пробега, даже если все свечи, как вам кажется, в исправном состоянии. Выбрасывать их, конечно, не стоит. Просто почистите их и уберите на всякий случай. Ведь может случиться так, что какая-нибудь свеча зажигания из нового комплекта может оказаться бракованной и тогда, пока вы не купите новую свечу, можно использовать свечу из «старого» комплекта. Все особенности замены свечей зажигания на автомобиле Лада Гранта также описаны в отдельной статье.
Смазка дверных замков, петель и ограничителей
Чтобы продлить срок службы трущихся поверхностей дверей автомобиля, их необходимо периодически смазывать.
«АВТОВАЗ» рекомендует это делать через каждые 15 000 км пробега. Но если ваша дверь заскрипела, то конечно же, не стоит ждать следующего ТО. Подход к смазыванию дверных петель и ограничителей может сильно отличаться. Кто-то обслуживает дверные петли, ограничиваясь брызганьем силиконовой смазки из «баллончика», а кто-то основательно промазывает консистентной смазкой все внутренние поверхности петли, предварительно выкрутив осевой болт. По поводу правильной смазки ограничителей дверей мнения тоже могут расходиться. Споры в основном ведутся в отношении выбора конкретной смазки. Главное, чтобы смазка не собирала на себя пыль и песок, ускоряя тем самым износ трущихся друг о друга деталей. Я обеими руками за более основательный подход к смазыванию петель и ограничителей, но если времени в обрез, то можно сделать хотя бы так, как показано в этой статье.
Обслуживание клемм аккумулятора
Еще одним важным пунктом в проведении ТО-2 является зачистка и смазка клемм и зажимов аккумуляторной батареи (АКБ).
Зачем это нужно делать и как, я подробно описал в этой статье.
Чистка дренажных отверстий в дверях и порогах
Если не хотите ездить с дырявыми порогами и ржавыми дверями, то важно на каждом ТО уделять внимание дренажным отверстиям, которые имеются в нижней части дверей и порогов.
Необходимы они для отведения образовавшейся влаги внутри скрытых полостей. Забегая вперед, скажу, что у меня на Гранте половина дренажных отверстий на порогах оказалась забитой. О том, где располагаются дренажные отверстия и как их прочистить – смотрите здесь.
Проверка работоспособности рулевого управления
Данный вид работ производится только на автомобилях, оборудованных ручным управлением (для инвалидов). У меня такового оборудования не имеется, поэтому этот пункт мы опускаем.
Помимо обязательных работ, на ТО-2 еще производится диагностика и контрольный осмотр автомобиля. На странице сайта «ТО-2» приведен подробный список того, на что необходимо обратить внимание. Со временем я также проставлю ссылки на статьи, в которых будет продемонстрирован порядок выполнения этих работ.
На этом 23-й выпуск бортового журнала буду завершать. Спасибо, что дочитали до конца. Если возникли вопросы, спрашивайте в комментариях и до встречи в новых выпусках!